Итак, опять относительно не поздний подъем. Уж не помню : то ли в 7 -то ли в 8. Маршрут должен был быть таким: Патан — Пашупатинатх — Боднатх. Очень хотелось попасть в Бхактапур, да и еще несколько интересных мест зацепить, но , после изучения карты и военного совета с участием ресепшена, было решено, что это оптимальный маршрут, чтобы и посмотреть интересное, не упав в конце дня бездыханной тушкой.
Сели в машину. Ехали минут 40. В очередной раз поразились, как это местный народ умудряется разъезжаться на улицах. Патан. Патан — это еще один город в долине Катманду. Опять же, не буду утомлять историческими справками. Центром города является, опять-таки, площадь Дурбар. Если я ничего не путаю, то в каждом более-менее крупном старом городе Непала есть своя площадь Дурбар. Этот Дурбар нам обоим понравился больше того, который в Катманду. Если коротко — то он показался более ухоженным, интересным и разнообразным в архитектурном плане. Гиды всё так же атакуют при входе. Но как-то больше воздуха. Красиво там, в общем. А еще там обнаружилась очень интересная и изящная резьба по дереву ( Непал как раз славится мастерами этого дела).











































После Патана мы отправились в Пашупати. Вот тут я несколько напрягалась. Потому как Пашупати — это не только храмовый комплекс, но и место проведения церемонии кремации. Начиталась я всякого, и уж думала, что ждет нас нечто мрачное и плохо пахнущее. Думала даже отказаться в последний момент. Подъехали мы, значит, к комплексу. Взяли билеты в кассе. Отвел нас в кассу низкорослый шустрый мужичок-с-ноготок, который выловил нас прямо у машины. И как-то естественно и непринужденно повел нас по территории Пашупати. Мужичок-с-ноготок оказался местным гидом, до того ушлым, что мы даже не сразу опознали в нем представителя данной эээ... профессии. Впрочем, не могу сказать, что мы были им недовольны. Как раз вот в этом месте гид нам пригодился. Рассказывал интересно, английский язык у него был вполне внятным, да и таскал он нас какими-то козьими неприметными тропами, которые сами бы мы фиг нашли.








Провел он нас к месту, откуда можно понаблюдать за кремацией. Ниже по течению Багмати находятся платформы для сожжения бедных семей, выше — для более состоятельных и выше кастой. Как раз при нас проводили кремацию на второй сверху платформе ( выше только, насколько я поняла, платформа королевской семьи). В реке по колено в воде бродят люди. Как нам объяснили, рынок вторичной продажи не прогоревших дров — это своеобразный местный бизнес. Сама церемония кремации уныния не навевает. Видимо, дело в том, что люди в Непале и Индии легче относятся к этому переходу. Запаха особого мы там тоже не почувствовали.






Везде прыгают обезьяны, которых весьма много в парке. Сидят грязные святые люди Садху, в шафрановых обтрепанных одеждах, и просят денежку за фото с туристами.

В скале на берегу реки — пещерки отшельников (оттуда доносились звуки барабанчика).

Гид провел нас на территорию дома престарелых, организованном Матерью Терезой. Думаю, для местных одиноких стариков это достаточно неплохой выход.


А еще там есть индуистский храм, посвященный Шиве. Как мы поняли, этот храм является важнейшим в мире храмом Шивы, паломники стекаются к нему со всего Непала и Индии. На территорию храма никого кроме индуистов не пускают, так что мы просто любовались извне.


Прогулка по Пашупати была довольно интенсивной, в быстром темпе. Через какой-то время я уже чувствовала, как ноги становятся голенастыми как у птицы-страуса. В общем, тут гид отработал по полной. И много информации, и физическая нагрузка.




Последним пунктом программы была ступа Боднатх — центр буддизма в Непале, огромная ступа 6го века. Место, где, несмотря на обилие паломников и туристов, очень спокойно.








Наверное, у нас сложилось такое впечатление из-за того, что там, как везде, идет своя жизнь. Вокруг ступы находятся буддийские монастыри разных школ. Поэтому тут получается как бы два независимых и не мешающих друг другу потока . Даже, пожалуй, три: паломники (как правило улыбчивые и приветливые), туристы ( тихие и спокойные) и местные обитатели. Думаю, правы те, кто советует останавливаться в отелях возле ступы, говоря, что там спокойнее, чем в окрестностях Тамеля.




Там действительно можно находиться долго. Обошли мы посолонь ступу , и поняли, что ВСЁ — на сегодня впечатлений хватило. Поэтому сели в машинку (которую с трудом нашли, так как с парковкой в районе Боднатх жопа полная, и наш таксист уполз в какой-то переулок), и уехали в отель. Таким образом, наша прогулка завершилась в районе 19 часов. Радовало и то, что Таши Делек теперь отыскался без особых трудов. И обед с супчиком-лапшой и огромными момо, больше похожими на чебуреки, отлично закруглил этот день. В отеле нас хватило на то, чтобы закинуть самое нужное на ближайшие несколько дней в один из рюкзаков, и забыться здоровым детским сном.
Продолжение следует.