Zebra #5,702 - Дата: 26 Янв 2015 10:17 - Поправил: Zebra
АЛЬБОМ «ДНИ В РОМАНОВКЕ»
В конце 2012 года в рамках программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина вышла книга «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930 – 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке». В числе авторов издания — японский ученый славист Ёсикадзу Накамура. В альбоме опубликован русский авторизованный перевод его статьи, вышедшей в одном из японских изданий.
Ёсикадзу Накамура. Университет Хитоцубаси.
В краткий период существования на северо-востоке Китая государства Маньчжу ди го в 250 км к юго-востоку от Харбина появился поселок русских староверов. Поселок назывался Романовкой — в память о царской семье. Все жители его были беженцами. Они переплавились через реку Уссури из Приморского края, спасаясь от политики насильственной коллективизации, проводимой советской властью. В 1936 году, получив разрешение от японского «Органа особого назначения», эти люди обосновались целой общиной на высоком плато среди маньчжурских сопок и тайги и начали обустраивать свою жизнь. Как известно, староверы — это те, кто не принял церковных реформ XVII века, осуществленных патриархом Никоном. Оставаясь приверженцами старых религиозных обрядов, они и в быту сохраняли черты прежней жизни: носили традиционную одежду, не употребляли ни вина, ни чая, которые не были известны до раскола. Но главное — более чем за два с половиной века своей истории старообрядцы, вынужденные часто менять место жительства, уходить на свободные от тотального контроля правительства земли, научились рассчитывать только на свое трудолюбие и житейскую смекалку.
Через три года в Романовке было 20 с лишним дворов, население превышало 120 человек. В основном жители занимались сельским хозяйством и разведением скота. Но Романовка отличалась еще и тем, что все ее взрослые мужчины были хорошими охотниками. Зимой они ловили тигров живьем, а потом продавали их зоопаркам и циркам по всему миру. Поэтому жили романовцы неплохо. Русские староверы так быстро и успешно освоили ранее никем не тронутые земли, что привлекли внимание японских властей, цель и тактика которых состояли как раз в том, чтобы переселить в Маньчжурию и Монголию как можно больше японских крестьян для утверждения японского превосходства в новых колониях на континенте.
В 1938 году под опекой Квантунской армии и акционерной компании «Мантэцу» (Южно Маньчжурской железной дороги) в городе Хэндаохэцзы, недалеко от Романовки, был учрежден Научно исследовательский институт освоения земли. Начальником института стал доктор медицины Тэруока Гито, известный специалист в области науки о труде. В институт были приняты шесть научных сотрудников с высокой квалификацией в разных областях знания. С 1938 по 1941 год они тщательно наблюдали и досконально исследовали жизнь романовцев. Их интересовало все: как староверы строят свои избы, что выращивают на полях, что едят в разное время года. В 1942 году результаты исследований института были изданы в Токио в книге «Жизнь колонистов в иллюстрациях. Земледелие и жизнь белых русских» (редактор — Тэруока Гито). В это время поселок Романовка пользовался большой популярностью среди японцев по всей Маньчжурии. Его активно посещали и военные, и штатские. Немало фото¬гра¬фов, профессионалов и любителей, побывало в Романовке.
Романовка для японских переселенцев считалась примером освоения залежных земель. Японцы с восхищением и уважением относились к романовским охотникам, которые ловили живьем амурских тигров. Но в 1945 году все переменилось. Из за знакомства с японцами почти все взрослые мужчины поселка были арестованы и отправлены в исправительно-трудовые лагеря Сибири. Остальные — старики, женщины и маленькие дети — постепенно рассеялись по разным местам Маньчжурии, а затем покинули ее совсем. И мы не можем не восхищаться стойкостью и преданностью своей вере, с которой не только романовцы, но и другие староверы, проживавшие в Маньчжурии (всех их называют «харбинцами») восстанавливали свои общины в разных местах мира — на русском Дальнем Востоке, в Австралии, в Южной и Северной Америках.
Комментарии к фотографиям сделаны на основе воспоминаний потомков романовцев, собранных научными сотрудниками Приморского музея Верой Кобко и Ниной Керчелаевой, которые с фотографиями, предоставленными японскими коллегами, посетили все почти все места, где ныне проживают бывшие романовцы и их потомки: Тавлинку, Березовый и Гусевку в Хабаровском крае, Сидней в Австралии, Вудберн в штате Орегон — и выяснили все о каждом из этих снимков — кто запечатлен в кадре, чем он или она занимается, место и год рождения и смерти....
|