Александра #29 - Дата: 11 Янв 2010 17:59
Сообщение Добавлено: Чт Фев 19, 2009 11:11 Заголовок сообщения: Рассказ про поступление Ответить с цитатой Привет всем!!! В настоящий момент я учусь на режиссерском факультете, на режиссуре драмы и мой рассказ для тех, кто собирается поступать именно на режиссуру. В свое время я сам намучился рыская по инету в поисках хоть какой-то информации про Это, ведь ничто так не пугает, как неизвестность. После этого дал себе обещание – если поступлю – обязательно напишу, чтобы хоть как-то помочь всем добрым людям. К сожалению, выполнение обещания во времени подзатянулось (я не на первом курсе, но это сейчас не так важно). Итак.. Начну с необходимой литературы: на сайте ГИТИСа в разделе реж.факультета есть памятка поступающему, где указан список относительно обязательной литературы (Пьесы классиков и книги-учебники известных режиссеров). Почему относительно? Просто сложновато найти все эти книжки, особенно в провинции, но какое-то количество их прочитать надо, особенно Станиславского и иже с ним. На любом туре, собеседовании, коллоквиуме с вами могут захотеть поговорить про особенность того или иного режиссера, его идей и т.п. Вообще, для поступления на режиссуру требуется определенная эрудированность (не подумайте, это не снобизм, мне этой эрудированности самому иногда не хватало). То есть вы должны ориентироваться (иметь пристрастия) в музыке, изобразительном искусстве, театре и т.д. Ну и вообще на чем-то же должно строиться ваше творчество. Поступление каждый год индивидуально (здесь очень близко с актерами) – все зависит от личности Мастера. Поэтому пробовать надо каждый год, невзирая – нравится, не нравится – ведь не факт, что поступишь, плюс это опыт, плюс каждый из них в любом случае даст Вам Школу (лучше-хуже – это уже относительно, а вот остальное в дальнейшем будет зависеть от Вас). И стиль проведения вступительных экзаменов у каждого свой: кто-то прогоняет режиссеров сначала по актерской программе, кто-то наоборот – начинает с экспликации, кто-то дает на подготовку этюдов час, кто-то несколько дней и т.д. И даже если не поступил(а) – не надо расстраиваться до отчаяния, значит не подошел(подошла) именно этому Мастеру, ищи своего. Что же должно быть готово к поступлению? Во-первых, и одно из самых главных составляющих, режиссерская экспликация любой пьесы мирового репертуара, но очень желательно, знакомой экзаменаторам, чтобы они понимали о чем речь и не выпадали из процесса. К сожалению, у меня не сохранилось моей экспликации, но попробую что-то по памяти вспомнить (это для тех, кто не совсем представляет, что в экспликации должно быть). Начинать надо (можно) с актуальности произведения, то есть почему я беру его, и почему это произведение нужно сейчас ставить (аргументировать). Далее, действенный анализ пьесы. Для этого можете посмотреть Кнебель «Действенный анализ пьесы» (я думаю в Интернете есть). Дальше может быть не по порядку, но примерно... Характеристика места действия пьесы (часто пишут три круга: хар-ка того историч.периода, когда написана пьеса – соц.-полит.ситуация в мире, в этой стране, характеристика времени и места внутри пьесы (в каком городе при каких обстоятельствах это происходит, и, наконец, конкретное место действия – комната главной героини, поляна в Арденском лесу или что-нибудь в этом роде). Потом характеристика всех героев пьесы, что каждым из них движет. Главный и второстепенные конфликты в пьесе. Разбор пьесы что-то типа: завязка, кульминация, развязка. Но посложнее: Исходное событие пьесы, ключевое событие, главное событие, кульминация, развязка – по-моему, так, но я сам в это дробление не въезжал, хотя оно может вас подкосить – надо где-то поискать. Далее, сценография, то есть идея сценического оформления (проще говоря, декорации). Как, что, из какого материала. С кем бы из сценографов, художников вы бы работали над этим спектаклем. По аналогии и с костюмами (можно, точнее желательно, эскизы), и музыкальное оформление (т.е. какого жанра музыка, композитор и т.д.). Ну, конечно же, и ваше решение спектакля: про что и как ставить будете. Идеальное распределение ролей (ставите на роли любых известных мировых, российских актеров – так, как считаете нужным). И какое-нибудь резюме. В принципе, это очень грубо,кратко и не полно. Есть экспликации размером с приличный том с различными вырезками, эскизами на каждую сцену, костюм и т.п. Четких рамок нет –главное, быть максимально убедительным в разговоре по пьесе. К экспликации очень желательно иметь макет спектакля, т.е. макет оформления сцены в смотрибельном варианте (масштаб на ваше усмотрение), чтобы экзаменатор мог понять вашу идею. На таком макете многое показывается и объясняется. Макет важен, но не является определяющим. Я видел такие эпические макеты, что их хоть сейчас на выставку студентов-сценографов, а человек не поступил. Главное, выбрать правильный материал, который вас волнует, понятен вам, и в нем вы хотите сказать какую-то мысль – потому что этим вам надо убедить, увлечь будущего Мастера. Бывает и так, что на предварительных консультациях вам могу посоветовать поменять пьесу, или доработать эту – надо делать. Актерская программа для режиссера. Опять-таки, для одного Мастера это важный момент, для другого неизбежный атрибут. Но все-таки здесь важно (даже если нет актерских способностей) показать ваше умение «тащить» мысль в произведении – режиссерское видение, а не актерское исполнение, далее подбор материала – это к вопросу об эрудиции, это они тоже для себя отмечают – кругозор, ваши интересы. Например, можно взять басню Крылова «Слон и Моська», но это мрак... Каждый второй абитуриент-актер читает ее. Поищите, что-нибудь интересное, нестандартное, я знаю один режиссер читал не басню, а какую-то очень забавную восточную притчу, чем и взял (это я насчет басен, а прозу и стихотворение на ваше усмотрение, лучше иметь и классику в репертуаре и что-то необычное, на все случаи жизни). Учить лучше за продолжительный промежуток времени, т.к. произведение должно хорошо уложится в голове и вы в нем должны как рыба в воде, т.к. чтение перед комиссией – это экстрим (вроде уверен, знаешь, а вышел и «тряпка белая перед глазами падает» и ничего не помнишь, как отрезало). И вариантов должно быть несколько (2-3 басни, 2-3 прозы, 2-3 стихотворения). Экзаменатор может в любую секунду остановить вас и попросить прочитать что-нибудь другое (может, ему показалось, что это не ваше, не проявляет вас и хочет увидеть вас в другом ракурсе). Когда лучше приходить на прослушивание? Не знаю, как вам удобнее – везде свои плюсы и минусы. Заранее, может быть не такой наплыв (хотя точно не знаю), а попозже – есть шанс пройти все за короткий срок, но так же быстро и закончить. Ищите золотую середину. На первых турах (в том числе, предварительном прослушивании) самого Мастера может и не быть, вместо него вас выслушает педагог с его курса. Это делается, чтобы отсеять ну совсем уже не годящихся, или не очень готовых, или чтобы пока не дурить Мастеру голову. Шансов на то, что педагог на этом этапе ошибется и отсеет потенциально хорошего абитуриента, мне кажется, невелики, это потом, ближе к концу, когда ужесточится конкуренция и, зачастую вопрос будет стоять: или тот, или этот.. Но кто знает. Обычно сначала вас попросят рассказать немного о себе – постарайтесь сделать это интересно, это ведь не для заполнения анкеты делается, а чтобы как-то с вами познакомиться поближе, «изюминку» вашу найти. Вообще, в течение всего поступления абитуриентов будут стараться спровоцировать, чтобы увидеть какое-то особое нутро, что-то интересное. Кстати, в отличие от актеров режиссерам полезно рассказывать про опыт работы в театре, образование и т.п. – это только плюс (Режиссер должен опираться на жизненный опыт) Далее, кто во что горазд: или экспликация, или актерская программа.. Теоретически существуют следующие ступени: предварительная консультация, 1-й, 2-й, 3-й туры, конкурс. Но в действительности, что-то иногда опускают, через что-то перепрыгиваешь (например, с 1-го тура сразу на 3-й), но это все индивидуально. На любом этапе с вами могут поговорить по теории (история театра, по тому списку литературы, о котором я писал выше и др.), жизненным пристрастиям и др., а могут и нет. Практическая режиссура. Как правило, это этюд на заданную тему с актерами-абитуриентами, поступающими к тому же Мастеру. Как я писал, время дают по-разному, кто-то час, кто-то несколько дней. Задача: сценически воплотить тему этюда, но не в лоб, не иллюстрируя название, а как-то неожиданно, парадоксально. Какой-то мастер разрешает использовать речь (слова) в этюде, какой-то - категорически нет. Темы могут быть просто «с потолка»: Не родись красивой, Размазня, Три толстяка, Гроза, Красота спасет мир, Чайка, Остаться в живых или, как у Каменьковича на первый этюд для всех одна тема: Сон, или после этюд на искусство: три темы на выбор: Шекспир, Мольер, Островский – как ты его представляешь себе, через этюд. Ну и таких этюдов может быть N-ое количество. Причем, иногда они просят объяснить что-то по своему этюду (не совсем поняли). Здесь очень важно грамотно объяснить. Бывает при слабом этюде вытягивает именно такой грамотный разбор. Сколько актеров брать? Сколько хотите, правда, бывает они заняты в нескольких работах и тогда их разрывают на части, и вы ничего не успеваете сделать.. На заключительных этапах абитуриенты-режиссеры могут сидеть на прослушивании актеров, чтобы лучше знать кто им в этюд нужен. Могут попросить сделать небольшие отрывки из драматических произведений (по аналогу с этюдом, только уже можно с речью). Вообще, поступление – это гигантский марафон, и здесь очень важно выдержать всю дистанцию, часто бывает – ждешь целый день свою очередь на показ, или какой-то результат – выматывает невероятно, но кто выдерживает, тот и побеждает. Главное, при этом чем-то запомнится, выкладываться на все 100% (отдохнете потом). Конкуренция в конце жесткая: кто-то учится где-нибудь в Самаре на режиссуре на 3-м курсе, кто-то Щуку актерский закончил, кто-то в театре работает и т.д. Актерская программа перед Мастером. Опять-таки, кто-то слушает целиком, кто-то по маленькому кусочку, чтобы понять направление. Ах, да, могут попросить и спеть, но это не так страшно – мы же не актеры (я пищал как мог). «Издевательства», как это делается над актерами во время чтения программы, на режиссерах практически не производится – не те задачи стоят. Да и ронять имидж режиссера в глазах актера не стоит (вообще, должен признаться, абитуриент-режиссер всегда находится в более привилегированных условиях по сравнению с актером – нас меньше, у нас предполагается другой интеллектуальный уровень и т.п.). Перед конкурсом опять может быть собеседование (коллоквиум). Здесь опять может повторится история с экспликацией и разговор на общее развитие. На конкурс (то есть когда подаются документы и проходишь все экзамены официально) остается, как правило, то количество человек, которое необходимо для набора, или чуть больше (это самое обидное), но бывают и исключения и пропускают приличное количество – марафон продолжается. Если 1-й вариант, то абитуриенты спокойно сдают все экзамены (без внутренней трясучки), если нет, то все по-новой. Читают, актерскую, программу, делают этюд(ы), коллоквиум (вот после него обычно уже точно все известно, а иногда и раньше) – на него могут дать тему для разговора, а в лучшем варианте – то, что лучше знаешь (напр., Эфрос), а могут опять по всему.. Еще есть письменный экзамен по режиссуре (бывает – чистая проформа). Темы самые разные: Система Станиславского, театр Кости Треплева, биомеханика Мейерхольда или еще что-нибудь. Как правило, сочинение уже ничего не решает, но его надо написать!!! Бывали случаи, когда писали на «двойку» и все... Иногда спасали, иногда нет, но сейчас все вроде жестче. Что еще? Полезно узнать к какому Мастеру ты поступаешь, посмотреть его работы или работы его мастерской – будет более понятны его критерии (это не значит прогнуться под Мастера, но ошибок избежать можно). Бывает еще такая тема: добор. Это когда после 1-го курса часть ребят отчислили и на их места производят добор. Плюсы: меньший конкурс (о доборе меньше знают), более ужато все во времени, больше шансов. Минусы (но не явные): надо вливаться в уже готовый коллектив, досдавать разницу предметов за 1-й курс, догонять. Но на практике, часто те, кто поступил на доборе становятся в числе первых на курсе. Но добор не каждый год бывает. Также параллельно можно пробоваться в школу-студию МХАТ (они вроде теперь каждый год набирают на режиссуру также с актерами, но всего человека три) – лучше-хуже – не знаю, никак с этим не связан. Говорят Щепка (или Щука) первый год собирается набрать на очное – не знаю, пока это для меня слух. Еще вариант – Питер, у них позже, чем в Москве начинается. В общем, надо быть уверенным в себе (по крайней мере внешне), знать зачем тебе это надо, и идти вперед. Всем успехов и удачи на поступлении!!!
P.S. Если вдруг возникнут вопросы – спрашивайте - я, в силу своих возможностей, постараюсь на них ответить. P.P.S. насчет второго высшего – по-моему, только в гитисе поступая с 1-м высшим ты не платишь за второе, а поступаешь на бюджет. Я подобные истории знаю...
|