Я, ТАК ПРОСТО УВЕРЕННА, ЧТО ЭТО БЫЛ РАССЕЛ!!!
Александр Тихонов
Хроники рекорд-бизнеса
ГОЛОС ЕГО ХОЗЯИНАВ сентябре 2009 года отмечается 110-летие самого известного товарного знака и слогана в истории мировой музыкальной индустрии Названием His Master's Voice и соответствующей аббревиатурой HMV акци¬онерное общество Gramophone обязано картине художника Френсиса Барро (1856-1924), изобразившего собаку, сидящую у граммофона и слушающую голос своего хозяина. Это полотно и сегодня остается символом целой эпохи и одним из самых популярных брендов XX века.
Началось все с очаровательного пса по имени Ниппер, который был питом¬цем Марка Барро, старшего брата художника Френсиса. Пес родился в Бристо¬ле в 1884 году и был дворняжкой с некоторыми чертами фокстерьера. Существуют две легенды создания картины с его изображением.
Одна повествует о пенсионере-оформителе Марке Барро, который жил в Лондоне со своим фокстерьером по кличке Ниппер. Часто он вместе с собакой слушал фонограф - самую модную новинку того времени, на котором был записан и его голос. Когда старый Марк умер, собаку взял к себе его брат Френсис. Вскоре он сделал удивительное открытие: как только в доме заводился фонограф, пес сразу же выходил из своего угла, усаживался перед трубой аппарата и, опустив голову, слушал исходящие из нее звуки. Ниппер был озадачен, пытаясь понять, откуда идет голос. Может быть, он вспоминал при этом своего пре¬жнего хозяина? Во всяком случае, это была необычная и трогательная картина, которую Френсис запечатлел на холсте.
Другая версия истории рассказывает, что после смерти Марка Барро пес сильно затосковал. В дни похорон он отказывался от еды и только жалобно ску¬лил. Именно тогда цепкий глаз художника и зафиксировал печальный сюжет, как Ниппер, сидя у гроба, не в силах постичь произошедшего, пытается вновь и вновь услышать голос своего горячо любимого хозяина. Впоследствии Френсис Барро возвратился к сделанному наброску и решил изобразить собаку, с ум¬ным видом слушающую фонограф. Если бы старший брат успел записаться на валике, преданный Ниппер мог слушать его голос каждый день после смерти.
Работа закипела...
В 1898 году художник закончил картину, назвав ее «Собака, смотрящая и слушающая фонограф». Поскольку основным источником дохода Барро была продажа собственных работ, он попытался выставить полотно в Королевской Академии искусств, но получил отказ. Его попытки продать картину через ху¬дожественные салоны также не увенчались успехом. «Никто не поймет, что эта собака делает» - такова была причина отказа. Это обстоятельство натолкну¬ло Френсиса на переименование картины в «Голос его хозяина» («His Master's Voice»). Потеряв надежду на продажу картины традиционными методами, ху¬дожник обратился к промышленности. Первым адресом стала фирма Edison-Bell Company - ведущий производитель фонографов того времени. «Собаки не слушают фонограф», - ответили в офисе, что также означало, что картина не покупается. Но Барро не отчаивался и продолжал искать решение.
Для начала он решил перекрасить раструб из черного в золотой, что должно было, по его мнению, помочь продаже. С этой мыслью летом 1899-го он по¬сетил офис недавно основанной компании Gramophone, только что начавшей широкий выпуск грампластинок. Ему повезло встретить там Барри Оуэна - од¬ного из самых прогрессивных и талантливых менеджеров. Главным условием сотрудничества стала полная замена фонографа граммофоном, на что автор со¬гласился без особых возражений. 15 сентября 1899 года компания отправила Барро письмо, в котором делала официальное предложение о покупке картины. Ему заплатили £50 за саму картину и еще £50 за копирайт (эксплуатацию идеи). Вскоре переработанное полотно было готово и представлено мистеру Оуэну. Он был очень доволен и сразу заказал еще 12 копий для вновь открывающихся
филиалов компании.
Интуиция не обманула менеджера. Он сразу почувствовал, что картина бу¬дет отличной рекламой граммофона. И будущее показало, что он был прав. Увидев в витрине это изображение, каждый знал: здесь продаются граммофоны и пластинки. Повезло и художнику Барро. Это был его звездный час, ведь картина стала эмблемой и торговой маркой быстро развивающейся компании.
Капитализация идеи полотна оказалась огромной. Торговая марка His Master's Voice была зарегистрирована и использовалась дочерними компаниями фирм Gramophone и Victor по всему миру кроме России, где до 1917 года применялось название «Пишущий Амур».
Новый бренд впервые был использован в январском каталоге фирмы 1900 года. Тогда же было напечатано 5 тыс. копий картины, и все они были проданы дилерам компании по 12,5 пенса за каждую. Через семь лет «собачка у рупора» появилась на всех бланках и официальных документах Gramophone. В 1910 году, после долгих споров и запутанных судебных разбирательств с конку¬рентами, вышло постановление, суть которого состояла в том, что фирма боль¬ше не обладает эксклюзивным правом на использование титула Gramophone. Собственно, с этого момента новое название His Master's Voice стало значиться на грампластинках, граммофонах и всей другой продукции компании.
Интерес к картине и собаке был настолько велик, что в 1900 году германское отделение Gramophone даже сняло фильм об этой истории, копия которого и сейчас хранится в музыкальных архивах EMI.
К сожалению, главный герой - Ниппер - так и не «осознал» своего вклада в развитие мировой музыкальной культуры. Пес издох в сентябре 1895-го, за не¬сколько лет до того, как вошел в историю. Художник Френсис Барро скончался в 1924 году в Лондоне. К этому моменту компания Gramophone потратила на популяризацию картины не менее £10 млн.
Но история на этом не закончилась. Восхищение собачкой на этикетке росло с каждым годом. К 1950-му оно стало так велико, что фирма EMI (преемник Gramophone) организовала перезахоронение останков легендарного пса в том месте Кингстона-на-Темзе, где, по словам очевидцев, находилась могила Нип¬пера. Во время пышно обставленной церемонии было найдено несколько со¬бачьих костей. Но кто может утверждать, что это были останки той особи, чей облик увековечила кисть художника?
В 1980 году, после появления в продаже первых компакт-дисков, был найден двойник Ниппера - пес по имени Тоби. В его служебные обязанности входило персональное появление в магазинах для стимуляции спроса на новые носи¬тели, но идея не получила широкого развития. Знаменитый знак авторизации продолжает жить и сегодня. Его изображение каждый вечер «загорается» над зданием на Оксфорд-стрит, где находится крупнейший магазин HMV
Картина «Голос его хозяина», обессмертившая имя художника Барро и пса по имени Ниппер, выставлена в штаб-квартире Electric 6с Musical Industries (EMI) в Глочестере. Завсегдатаи офиса утверждают, что если смотреть на нее под определенным углом, то можно увидеть оригинальный фонограф, который просвечивается через второй слой краски. Но для наступившей цифровой эпо¬хи это уже не имеет никакого значения.
Billboard
Август 2009 №8