AsyaOk #65 - Дата: 25 Июн 2010 12:42 - Поправил: AsyaOk
Вот, нашла. Основной принцип дисков Фишера, что они несут обучающий эффект, а не пугающий эффект звука. Пугающий эффект звука тоже можно использовать, но для большинства соб он должен быть более ощутим, нежели звук дисков. И использовать его надо максимально ограниченно и с умом, т.к. в противном случае можно получить кучу проблем.
А вот собственно про момент обучения, цитата из книги Фишера 3. Диски не применяются ни как метательный снаряд, ни как «удлинитель» — проводник хозяйского гнева, их используют просто как реакцию на нежелательное действие. Если их применить не по назначению и бросить ими в собаку, то они, будучи достаточно мягкими, не причинят боли или вреда. 4. Методика применения дисков состоит в предварительном формировании условного рефлекса, которое осуществляется до решения проблемы изменения нежелательного поведения; таким образом, выработанный рефлекс оказывает необходимое отрицательное воздействие. Я знакомлю собаку с дисками следующим образом: подзываю собаку к себе и предлагаю ей лакомство, говоря: «Возьми». Повторяю эту процедуру три или четыре раза. Затем, ничего не говоря собаке делаю движение, чтобы положить лакомство пол. Когда собака тянется за моей рукой, я сначала звякаю дисками, а затем бросаю по касательной на пол в том месте, куда кладу еду. Потом я немедленно убираю диски и еду. Все это проделывается очень быстро. Во время тренинга я продолжаю начатый разговор с хозяевами и совершенно игнорирую собаку. Очень часто я не могу даже выпустить из рук еду — некоторые собаки очень жадные. Большинство собак на этом этапе не обращает внимания на звон дисков, и многие из них продолжают нюхать пол, пытаясь найти еду, которая, как им кажется, все еще там. Я еще несколько раз даю лакомство, повторяя при этом: «Возьми» и затем отхожу, чтобы снова положить еду на пол. Когда собака следует за моей рукой, раздается звон, и я опять бросаю диски, если собака следует за моей рукой до места, куда я хочу положить еду. Диски и еда немедленно убираются, я продолжаю беседу с хозяевами, игнорируя собаку. Цель всей процедуры — внушить собаке, что она может брать предлагаемую еду, если я разрешаю ее взять, но если я намерен положить свою еду на свой пол, то даже самый жадный обжора не имеет права ее брать. Слабый звон, который я произвожу дисками — это предупреждение собаке, чтобы она отступила, более громкий звон и появление дисков — реакция на попытку собаки взять еду. Игнорируя собаку после всего этого, я даю ей понять что-то: «Я не имею к этому никакого отношения. В том, что происходит, виновата твоя глупость». Большинство собак игнорирует звон дисков в первый раз, а на четвертый раз они уходят от лежащего на полу лакомства и ложатся у ног хозяина. Некоторые собаки учатся быстро, некоторые не могут научиться совсем, но таких немного. Как и любая методика дрессировки, данная методика подходит не для каждой собаки. Хотя первоначальная цель этой вводной процедуры состоит в выработке у собаки условного рефлекса на звук как стимул, вызывающий отвращение, процесс обучения затрагивает более глубокие пласты системы ценностей собаки. Я стараюсь дать собаке понять следующее: «Ты можешь взять ту пищу, которая мне не нужна и которую я разрешаю тебе взять, но даже не думай о том, чтобы взять принадлежащую мне еду или ту, что находится около меня». То есть я предъявляю права на одну из основных собачьих привилегий, которой, как известно всем собакам, пользуются только животные более высокого ранга. Еще больше я усиливаю эффективность дисков с помощью дополнительного упражнения. Оно тоже основано на инстинктивном представлении собак о том, что особи более высокого ранга обладают определенными привилегиями: «Если я занимаю вход в логово, не пытайся пролезть туда мимо меня». Я встаю и иду к двери. В то же время я говорю собаке очень скучным голосом: «Оставайся на месте». Я не хочу использовать принудительные интонации дрессировщика или грозить собаке «перстом судьбы», в то же время надо как-то избежать многозначительного молчания, которое для большинства собак означает, что все внимание должно быть направлено на меня. Поэтому я жду, пока собака чем-нибудь отвлечется, а затем делаю то, что хочу. Открывая дверь, я разговариваю с хозяевами естественно, краем глаза я слежу за тем, что собирается делать собака. Полшага собаки по направлению к двери означает, что она не намерена оставаться на месте. Я бросаю диски в раскрытую дверь и дверь захлопывается. Мой разговор с хозяевами продолжается, но я ничего больше не говорю собаке. К этому моменту мы обычно произносим какую-нибудь тарабарщину, имитируя разговор. (Очень трудно найти тему для беседы, когда ваше внимание поглощено чем-то важным для вас, но вы не должны этого показывать.) После нескольких повторов упражнения собака делает полшага назад от двери, садится или ложится. Любое из этих действий немедленно вознаграждается. После этого вы можете быть уверены, что собака сделала свой выбор. Она будет или проталкиваться в дверь вперед вас, что, как она убеждается, дело нестоящее, или ясно покажет вам, что не будет этого делать и за такое поведение будет награждена. Только очень глупая собака не усваивает эту разницу почти сразу же. К этому моменту и вы уже, без сомнения, поняли, что, при всем различии приемов, критерии здесь совершенно такие же, как те, что рассмотрены в главе Методика положительного подкрепления. При условии, что собака реагирует так, как мы ожидаем, можно применять принципы отрицательного/положительного подкрепления при коррекции почти всех проблем поведения, на которые не удается повлиять с помощью других методов воздействия. Вот типичный случай (обычно при обучении для надежности используется длинный поводок): «Впереди кошка, поохотимся. Слышим звон, пожалуй, не будем охотиться. О, смотрите-ка, если я не охочусь, то получаю что-нибудь в награду».
|